Деятельность музея основывается на основных принципах:
- Принцип свободы выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей.
- Принцип партнерства всех школьных структур в организации воспитательной работы.
- Принцип добровольного участия детей и взрослых в деятельности музея.
Музей школы по основному содержанию своей деятельности является историко-краеведческим, патриотическим.
Цель работы:
- Гражданское и патриотическое воспитание учащихся через краеведческую и патриотическую работу.
- Расширение кругозора учащихся , воспитание познавательных интересов и способностей, овладение учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности.
- Формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.
- Привлечение к сотрудничеству сторонних организаций, ставящих перед собой сходные цели.
Основные направления деятельности музея:
- Работа с музейным фондом (выявление, отбор, приобретение предметов музейного значения. Учет, изучение, систематизация и хранение музейных предметов.).
- Поисковая, научно-исследовательская работа.
- Экскурсионно-просветительская работа. Создание постоянных и передвижных экспозиций в школе и в музее.
- Развитие взаимодействия с ветеранами, военнослужащими в/ч 59317 рембатальона и Промежицкой бригады.
- Организационная (оформление и оборудование школьного музея, работа с активом, досуговая деятельность, интерактивность, развитие клубной работы и др.)
Основные направления в работе:
1. Работа с музейным фондом.
1.1. Инвентаризация имеющихся музейных предметов.
1.2. Создание инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение.
1.3. Систематизация музейных предметов по темам и разделам.
1.4. Создание сборника рекомендательных материалов о деятельности музеев.
1.5. Создание сборника нормативных актов и документов по деятельности музеев.
1.6. Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами.
1.7. Продолжение картотеки музейных предметов.
2. Укрепление материально-технической базы музея.
2.1. Организовать работу по поддержанию внешнего вида мемориальной доски, посвященной Герою России С.В.Самойлову и прилегающей территории (в течении года; отв. – зав. музеем).
2.2. Пополнять библиотеку музея новыми книгами по военной и исторической тематике, новыми аудио- и видеозаписями (в течении года; отв. – зав. музеем).
3. Экскурсионно-просветительская работа.
3.1. Проводить обзорные и тематические экскурсии для учащихся и гостей лицея (в течении года; отв – зав. музеем, актив).
3.2. Организовать обмен опытом с музеями других школ (в течении года; отв. – зав. музеем).
4. Научно-методическая работа.
4.1. Продолжить разработку содержания обзорных и тематических экскурсий по экспозиции музея (в течении года; отв. – зав. музеем).
4.2. Курировать научно-проектную деятельность учащихся в рамках Научного общества учащихся «Плот» (в течении года; отв. – зав. музеем).
5. Организационная работа.
5.1. Создание актива школы, разработка этапов его деятельности, распределение ролей. (в течении года; отв. – зав. музеем).
5.2. Создание программы деятельности музея на перспективу. Планирование работы музея на год, полугодие, месяц. (в течении года; отв. – зав. музеем).
5.3. Составление программы исследовательской деятельности. (в течении года; отв. – зав. музеем).
5.4. Организация выставок творческих работ учеников и учителей школы, коллажей к общешкольным мероприятиям. (в течении года; отв. – зав. музеем).
5.5. Оснащение и оборудование школьного музея. (в течении года; отв. – зав. музеем).
5.6. Составление памяток, рекомендаций, схем, графиков и т.д. Составление плана экскурсий по экспозициям (в течении года; отв. – зав. музеем).
5.7. Продолжить работу со школьным активом музея: организовать занятия по основам музееведения, по подготовке экскурсоводов и лекторов (в течении года; отв. – зав. музеем).
5.8. Организовать тематические выставки в музее и выставки передвижки: «Ко дню освобождения Пскова» (май; отв. – зав. музеем), «Я горжусь своим папой…» (февраль; отв. – актив), «История сражения в Аргунском ущелье» (февраль; отв. – актив).
5.9. Организовать сбор материалов о солдатах Великой Отечественной войны, Афганской войны, военной кампании в Чеченской республике среди родственников учащихся и создание творческих работ (в течении года; отв. –актив).
5.10. Принять участие в смотре-конкурсе музеев, комнат, уголков боевой и трудовой славы (в течении года; отв. – зав. музеем).
5.11. Принять участие в городской конференции участников туристко-краеведческого движения «Отечество» (март; отв. – актив).
5.12. Подготовить выставку «Героическое прошлое. Псков – город воинской славы» в рамках городского конкурса «Моя малая Родина» (апрель; отв. – актив.).
5.13. Принять участие в слете активистов школьных музейных объединений муниципальных образовательных учреждений (апрель, отв. – зав. музеем).
5.14. Организовать день памяти, посвященный Герою России С.В.Самойлову.(февраль, зав. музеем, актив, Кл. руководители).
5.15. Организовать празднование Дня Победы (май; отв. – актив, зав. музеем, Кл. руководители).
- проведение уроков мужества в 5-9 классах
- митинг, посвященный памяти С.В.Самойлова
- торжественная линейка и возложение цветов к памятнику и мемориальной доске
- праздничный концерт для ветеранов
5.16. Наградить лучших учащихся и классы, принявших активное участие в работе по военно-историческому направлению (май; отв. – зав. музеем).
6. Работа с ветеранами.
6.1. Подгтовить и провести встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, Афганской войны, военной кампании в Чеченской республике (в течении года; отв. –актив, зав. музеем).
6.2. Провести заседание актива с Советом ветеранов микрорайона № 8. Совместно с Советом уточнить списки ветеранов (в течении года; отв. – актив).
6.3. Собрать информацию, воспоминания ветеранов (в течении года; отв. – актив).
6.4. Организовать поздравления ветеранов Великой Отечественной войны к праздникам 23 февраля и 9 мая. (февраль, май; отв – актив).
Ожидаемые результаты реализации программы:
1. Создан школьный музей в соответствии с требованиями.
2. Увеличится количество учащихся, желающих участвовать в деятельности музея.
3. Реализация потребностей детей в деятельности по интересам.
4. Самореализация ребят в дополнительном образовании, в выборе будущей профессиональной деятельности.
5. Более высокий уровень патриотизма к малой родине.
6. Музей – центр воспитательной работы школы.
Результативность системы: в развитии образовательного учреждения заинтерисованы и принимают участие все участники образовательного процесса – администрация школы, педагоги, учащиеся, родители, Совет ветеранов.